Дети с ОВЗ. Просвещение родителей и педагогов имеющих несовершеннолетних детей с нарушениями.

Анализ дефектологической и психолого-педагогической литературы позволил определить основные нозологические группы детей с нарушениями развития:

Дети с нарушениями зрения. Это могут быть полностью невидящие, либо слабовидящие. Первичный дефект в этом случае носит сенсорный характер, так как вследствие поражения зрительного анализатора у ребенка страдает зрительное восприятие. В ориентировочной и познавательной деятельности зрение практически не используется.

Дети с нарушениями слуха. К ним относятся неслышащие, слабослышащие и позднослышащие. В этом случае первичным дефектом также является сенсорное нарушение, а именно повреждение слухового анализатора. В данном случае значительно затруднено или невозможно речевой общение.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект – двигательные расстройства вследствие органического поражения коры головного мозга, выполняющих функцию двигательных центров. В таких случаях у детей можно наблюдать моторную неловкость,

нарушения координации, силы и объема движений. Движения во времени и пространстве либо невозможны, либо значительно затруднены.

Дети с недоразвитием речи или её тяжелыми нарушениями. У этой категории в дальнейшем развиваются осложнения в познавательной сфере и коммуникациях.

Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.

Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы(дети с ранним детским аутизмом). Это разнородная группа, которая может характеризоваться различной клинической симптоматикой и психолого-педагогическими особенностями. Объединяющим признаком у детей аутизмом является нарушение общения и социальных контактов.

Дети с комплексными (сложными) дефектами развития, когда сосуществуют два и более первичных нарушения, например, церебральный паралич и слабослышащие, задержка психического развития и слабовидящие.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья качественным образом меняет сложившийся уклад жизни, вызывая у родителей очень широкий спектр эмоциональных реакций, чаще всего объединенных таким емким понятием как «родительский стресс». В динамике родительского стресса традиционно выделяют несколько стадий.

Первая стадия сопряжена с эмоциональной дезорганизацией членов семьи. Родители испытывают шок, смятение, растерянность, беспомощность, а в некоторых случаях и страх перед ситуацией, с которой столкнулись.

Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Проявляется эта стадия по-разному: одни родители не желают признавать наличие проблемы и диагноз ребенка (реакция по типу «мой ребенок не такой»), другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимают всей глубины проблемы (реакция по типу «он же еще выправится, перерастет»).

На первой и второй стадиях усилия психолога следует направить на укрепление внутрисемейных отношений и сотрудничества между членами семьи. Психологу и другим специалистам важно понимать, что на первых порах родители могут оказаться не готовы к их помощи, особенно к общению с психологом или психотерапевтом. В этот период родители ребенка с ОВЗ скорее поделятся своими переживаниями с другими родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами. И этот опыт может носить поддерживающий и даже психотерапевтический эффект, что очень ценно для ресурсирования данной семьи.

Третья стадия – горевание. По мере того, как родители начинают принимать и понимать проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с осознанием проблемы. На этой стадии у членов семьи могут появится депрессивные и невротические реакции.

Четвертая стадия – адаптация. Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации появления в семье ребенка с особенностями. Одни родители в силу своих личностных качеств, жизненного опыта и других факторов могут самостоятельно справиться с вышеназванными стадиями и адаптироваться к подобной ситуации, другие родители нуждаются в психологической помощи в виде консультаций и эмоциональной поддержки, а некоторым родителям и другим членам семьи нужна длительная психотерапевтическая помощь.

Конечно, каждая семейная ситуация, сопряженная с появлением ребенка с ОВЗ, уникальна и индивидуальна, и то, как именно и как долго будут протекать стадии адаптационного синдрома зависит от ряда сопутствующих факторов (личности родителей, диагноза ребенка, прогнозов и т. д.). Бывают ситуации, когда родители «застревают» на одной из стадий и тогда задача психолога – сопроводить родителей в данный период, помочь прожить его и выйти на следующий этап.

На тех стадиях, когда родители готовы разделить свои переживания с психологом (или иными специалистами), готовы принять от него помощь, задачей психолога становится помочь родителям (и другим членам семьи) через осознание своих чувств и переживаний, через коррекцию родительского состояния сформировать у них ценностное отношения к ребенку с ОВЗ и позитивный взгляд на его будущее. Для того, чтобы помочь достичь этой цели мы предлагаем вариант структурированного опросника родителей, имеющих детей с ОВЗ, который позволяет уточнить беспокоящие симптомы самих родителей (не ребенка) и поразмышлять над природой проблемы. Этот опросник имеет психотерапевтический характер, позволяет родителям выйти за рамки привычного восприятия и понимания своей ситуации, убрать генерализацию проблемы, разбивая её на составные части, выйти из ассоциированного состояния.

Опросник позволяет родителям осознать свои истинные чувства, эмоции, переживания – вербализовать — начать управлять ими. Стать над проблемой. Пока мы внутри, ассоциированы, проблема управляет нами.

Вариант структурированного интервью с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

Жалобы

—       Что конкретно беспокоит маму (других членов семьи) в поведении ребенка, эмоциональном состоянии, общении с другими детьми или взрослыми?

-Когда беспокоящие моменты возникли впервые?

-Когда это стало заметным?

-Когда это стало мешать?

-Когда Вы (мама) это видите, когда Вы с этим сталкиваетесь, что с Вами происходит? Что Вы испытываете? Что физически с Вами происходит?

-Как вы поступаете в эти моменты?

-Что Вам удается сделать?

-Кто или что Вам помогает в эти моменты себя сохранять или поддерживать?

-Как Вы понимаете, определяете, что очередной трудный момент близок?

-Бывает ли что должно начаться, но не началось?

-Как чаще всего заканчиваются такие трудные моменты?

-Что бывает потом?

-Когда Вы «выдыхаете»?

-Становится ли лучше или хуже с течением времени?

-Каким взрослым себя чувствует в связи с этой проблемой?

-Какую жизненную задачу ставит перед Вами эта проблема в масштабе всей жизни?

Природа проблемы

-Что Вы думаете о причинах тех особенностей ребенка, которые Вас беспокоят?

-Когда и при каких обстоятельствах Вы поняли, что это так?

-Если Вы нашли эту точку, вернитесь в этот момент и вспомните, что изменилось внутри Вас?

-Что Вам дало это понимание?

Предлагаемые вопросы для проведения беседы с родителями носят примерный характер и могут быть видоизменены в зависимости от контекста беседы, особенностей ребенка или родителей, стадии проживания семьей ситуации и множества других факторов. Данный опросник поможет специалисту структурировать беседу с родителями, диагностировать их эмоциональное состояние и возможно определить некоторые векторы коррекционной помощи данной конкретной семье.

 

Этапы консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ

1.Знакомство. Установление доверительного контакта.

2.Определение проблем семьи со слов родителей или лиц их замещающих.

3.Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка.

4.Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностной свойств.

5.Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.

6.Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

7.Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Особенности консультирования отцов.

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами ребенка с особенностями, процесс консультирования должен быть направлен на:

-поддержку и развитие у отца ребенка потребности сохранить семью или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

-снижение уровня травмированности по поводу психической или физической «дефектности» ребенка; щадящее отношение к переживаниям отцов (реакции, которые мы можем зафиксировать отличные от женских);

-развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

-привлечение отца к активному общению с ребенком (прогулки, мероприятия по физическому развитию, совместный отдых, семейные традиции).

Особенности консультирования матерей

Тактика работы с матерями проявляется в:

-снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;

-обсуждение проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также в семьях, растящих здоровых детей;

-коррекция деструктивной позиции матери («мой ребенок такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет», или «Из него никогда ничего не получится»).

Отношение родителей к особенностям своего ребенка – это та отправная точка, которая определит дальнейший путь ребенка и его социализацию в обществе. Нарушения детско-родительских коммуникаций и деструктивное отношение к проблеме могут привести к возникновению необратимых поведенческих отклонений и значительно усложнить процесс социализации ребенка. Для того, чтобы суметь помочь своему ребенку родители, прежде всего, сами должны находится в ресурсном состоянии, не должны стыдиться своего ребенка или стремиться из чувства жалости ограждать его от любой сложной деятельности. Тогда и сам ребенок не будет чувствовать себя иным, беспомощным, ни на что не способным.

Памятка «Если в семье особенный ребенок»

1.Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.

2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.

3.Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

4.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.

5.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

6.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решения.

7.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.

8.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.

9.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.

10.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

13.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Педагог-психолог Великоцкая  Т. А.